НА ФОРУМАХ
15
89
2
107
2

Две картины, два художника… (По музею русского импрессионизма)

92faa06ab297d2873f72d6a6e997f5e4.jpg709902333e65aa5f8b4679c4217e4d46.jpg



Художника Георгия Савицкого (1887-1949) можно назвать баловнем судьбы, поскольку он, родившись, что называется, «при царе-косаре» сумел вписаться в советскую эпоху и получить все мыслимые и немыслимые звания и награды – от лауреата Государственной и Сталинской премий до действительного члена Академии художеств СССР. Cын знаменитого Константина Савицкого, Георгий, как художник, учился у Маковского и Рубо.  Он участвовал в оформлении улиц Пензенской губернии к праздникам (до революции закончив Пензенское художественное училище), написал много картин на историко-революционные темы, в 30-х годах участвовал в создании панорамы «Штурм Перекопа», больших панно для ВСХВ (сейчас ВДНХ) а также иллюстрировал произведения Пушкина, Лермонтова, Толстого. Более двадцати полотен Савицкого находятся в Пензенской картинной галерее, названной именем его отца, в основных российских музеях и галереях, включая Государственную Третьяковскую галерею, Русский музей, Центральный музей Вооруженных сил и т.д.
В недавно открывшемся Музее русского импрессионизма находится  не совсем обычное полотно Георгия Савицкого, совсем не в его духе. Совсем как бы наперекор всему, что произойдет буквально через два года. «Улица в Сухуми» написана в 1939 году, когда художник там отдыхал. Лето. Мирное небо, залитая солнцем южная улица, тепло, нарядные и такие обычные отдыхающие, городские часы, флаги, море вдали – в общем, атрибуты хорошей красивой жизни. Жизни среднего советского человека в отпуске. Жизни, не знающей тревог.  Этакий «глянец». И невольно задаешься вопросом: но ведь и эта жизнь была. Была – спокойная, отпускная, после трудов, у моря. И другая тоже была: с арестами, с черными воронками, без моря и пальм. Все было. И пусть в нашей памяти останется и эта обыкновенная, пропитанная жарой,  улица в Сухуми, пусть останется. Как кусочек жаркого счастья.





0e8d82cbeb1bb0c2e07f560550a69099.jpg

878041ee6ecb1e6ae0853af4829a78b5.jpg

Народный художник СССР Юрий Пименов (1903-1977) учился во Вхутемасе, где в то время преподавали Малевич, Кандинский, Родченко, Фаворский. Сразу после войны и практически до конца жизни он преподавал во ВГИКе. Пименов пробовал себя во всех жанрах – и в натюрморте, и в пейзаже, и в графике. И везде оказался весьма удачливым, выработав особую манеру письма, действительно похожую на импрессионистическую – этакими мелковатыми слегка прозрачными мазками, как бы немного подпрыгивающими. Все знают его самую известную картину «Новая Москва» - своеобразный символ эпохи. Она находится в Третьяковской галерее, а написана была в 1937 году.
Еще до войны Пименов много иллюстрировал. Так, она создал иллюстрации к самым известным романам Достоевского «Братья Карамазовы» и «Идиот». Пименов очень часто рисовал Москву, любил ее, как раньше говорили – воспевал. В 60-х годах он написал целый цикл «Новые кварталы», проникнутый любовью к столице, к ее новшествам, простору, за который получил Ленинскую премию. Пименов создавал декорации и костюмы ко множеству спектаклей для Малого театра, театра Ермоловой, театра им. Ленинского Комсомола и т.д.  
Очень символично, что на картине «Мокрые афиши», которая теперь находится в Музее русского импрессионизма, как раз изображены театральные тумбы с анонсами спектаклей. Это лирическое полотно наполнено экспрессией, динамикой, в ней как бы слышится шум большого города и торопящаяся толпа, скрытая под черными намокшими зонтиками. Художник как бы выхватил уличный эпизод, хотел приостановить вечное движение толпы, а она, вопреки всем законам, движется, торопится, почти бежит. Черные, умытые дождем зонтики, старинные котелки на афише спектакля Островского «Таланты и поклонники», отсутствие фигур,  - все сливается в каком-то единении с природой, театром, дождем, кирпичной кладкой стены, присутствием незримой улицы…    
Галина Мумрикова
Музей русского импрессионизма – новое слово в музейном деле

Теги: художник, современность, Дарья Воробьева, выставка, Москва, "Творческий союз художников России" 150 лет со дня рождения Василия Кандинского

об известной картине не известные факты

Здоровый свет